Вкусовые ощущения у младенца формируются к моменту рождения и продолжают изменяться в течение всех периодов детства и подросткового возраста. Они являются важнейшим фактором, определяющим формирование особенностей пищевого поведения ребенка.
Дети живут в ином «вкусовом мире», нежели взрослые. В раннем возрасте все дети отдают предпочтение сладким продуктам, обладающим высокой калорийностью, а значит, способствующим достижению сытости и комфорта, отвергая при этом продукты, имеющие горьковатый вкус, как потенциально токсичные. Эти особенности органа вкуса у детей отражают его защитную функцию, сформировавшуюся в процессе эволюции. В солёному вкусу новорожденный ребенок относится нейтрально и начинает распознавать его лишь с 4-5 месяцев, при этом данный вкус для ребенка становится новым и приятный.
❓Возможно ли повлиять на врожденные вкусовые предпочтения ребенка, закрепленные на генетическом уровне?
🔹Ученые доказали, что ощущения, лежащие в основе восприятия вкуса, являются «пластичными» и могут быть изменены ранним опытом знакомства ребенка с полезными продуктами. При этом важно начинать формирование правильных пищевых привычек именно с раннего возраста, когда воздействие на вкусовые предпочтения является наиболее эффективным.
🔹Начало формирования вкусовых предпочтений происходит еще внутриутробно. Продукты, употребляемые женщиной в последнем триместре беременности, меняют вкус околоплодных вод, позволяя ребенку формировать широкий спектр вкусовых ощущений, находясь в утробе матери. Известно, что именно продуктам, которые мама употребляет перед родами, ребенок в дальнейшем будет отдавать предпочтение, что стоит принять во внимание в целях более комфортного формирования полноценного и разнообразного рациона малыша.
🔹После рождения ребенка важнейшую роль в формировании вкусовых предпочтений играет грудное вскармливание. Грудное молоко называют первым «чувствительным опытом».
🔹Еще одним важным этапом формирования правильных пищевых предпочтений у детей является момент введения прикорма. Именно период с 4 до 6 месяцев, когда, согласно национальным рекомендациям начинается введение прикорма, является максимально пластичным в отношении влияния на врожденные вкусовые предпочтения. На данном этапе не стоит «закреплять» предпочтение ребенка к сладким и соленым вкусам, выбирая продукты прикорма, произведенные без добавления сахара и соли. В то же время именно в этот период можно «научить» ребенка восприятию горького вкуса, путем повторного предложения исходно нелюбимого ребенком продукта (например, брокколи, цукини, отдельные злаки).
🔹Считается, что для адекватного восприятия нового вкуса ребенком необходимо до 10-15 повторных встреч с «нелюбимым» продуктом, что часто не учитывается родителями и заставляет маму «сдаться» уже после первого отказа от полезного овоща
🔹Момент введения прикорма это также очень важный этап для профилактики характерной для многих детей неофобии – состояния отказа от употребления новых продуктов, которое в конечном итоге ведет к формированию скудного и однообразного рациона питания. При условии переносимости и отсутствии аллергических реакций на этапе введения прикорма необходимо постараться создать ребенку максимально разнообразный рацион, используя как продукты прикорма промышленного производства, так и самостоятельно приготовленные блюда.
🔹Для ребенка старше года важным фактором, влияющим на формирование пищевого поведения становится способ подачи и сервировка блюд. Садитесь за стол всей семьей, демонстрируя на своем примере предпочтение к полезным продуктам, готовьте вместе с ребенком, смотрите красивые кулинарные журналы и интересные видеоролики, и тогда проблема сниженного избирательного аппетита и скудного однообразного рациона однозначно обойдет вас стороной.